Что нужно знать об особенностях психического развития младенца
Кризис новорожденности. Кризис от 2 месяцев до 1 года. Социальная ситуация развития. Особенности развития. Кризис первого года
1. Кризис новорожденности
Период развития ребенка от рождения до одного года называют стадией младенца. В ней выделяют чрезвычайно важную фазу новорожденности (от момента рождения до одного-двух месяцев). Физически отделившись от матери, ребенок должен адаптироваться к совершенно другим условиям жизни (привыкнуть получать кислород из воздуха, принимать пищу извне, переваривать ее, выделять ненужные организму вещества и т.п.).
Кризис новорожденности не открыли, а определили теоретически, и выделили как особый период в психическом развитии ребенка. Признаком кризиса является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.
Это тоже полезно знать: Нашли способ предотвратить развитие гриппа без вакцины
Социальная ситуация развития младенца неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, биологически ребенок вполне беспомощен, он не может удовлетворить жизненные потребности без помощи взрослого. С другой стороны, при полной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде всего, человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения основывается все дальнейшее развитие ребенка в этом возрасте.
Жизнь ребенка теперь обеспечивается определенными анатомо-физиологическими возможностями и рядом врожденных механизмов, проявляющихся в готовности нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям.
Это тоже полезно знать: Физические наказания затормаживают развитие ребенка
Сразу же после рождения включаются безусловные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения и др.). Кроме них, у новорожденного можно выявить защитные (т.е. направленные на ограничение действия отдельных раздражителей или на полное отчуждение от них), ориентировочные (направленные на обеспечение взаимодействия с отдельными раздражителями, в частности, связанными с питанием) и некоторые другие рефлексы.
Собственно, новорожденность является тем периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в "чистом виде врожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение органических потребностей человека (в кислороде, пище, тепле и т.п.).
Однако, и это принципиально важно, названые потребности обеспечивают только выживание ребенка, а не его психическое развитие.
Это тоже полезно знать: Гороскоп характера ребенка по часу и времени суток рождения
Отметим, что ребенок обладает врожденными формами поведения значительно хуже, чем малыши животных, однако он обладает почти неограниченными возможностями осваивать новые формы поведения. При условии удовлетворения органических потребностей и соблюдения правильного режима и воспитания у ребенка формируются новые, собственно человеческие потребности (с получения впечатлений, в общении со взрослыми и т.д.), и на их основе осуществляется психическое развитие.
Потребность получать впечатления от окружающей действительности, связанная с ориентировочным рефлексом, развивается в соответствии с готовностью анализаторов. К тому же, в первые дни после рождения наибольшее значение имеют филогенетическое древние анализаторы (вкусовой, обонятельный, кожный, вестибулярный, температурный) и соответствующие им формы чувствительности. Несколько позже в ответ на зрительные и слуховые раздражения возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Ребенок перестает плакать или на некоторое время сдерживает импульсивные движения рук, ног или головки, например, услышав звук погремушки. Желательно, чтобы разнообразных погремушек и звуковых игрушке было как можно больше, чтобы младенец учился различать разные предметы и звуки. Кстати, детские товары оптом можно приобрести на сайте http://afk.ua/, где всегда в наличии разнообразные качественные погремушки и другие, не менее полезные игрушки для развития не только младенцев, но и детей постарше.
В отличие от малышей животных, в которых прежде всего совершенствуются движения, для новорожденного ребенка характерно прежде всего развитие зрения и слуха. Психическая активность младенца проявляется также в торможении импульсивной двигательной активности.
Отметим, что условием созревания мозга новорожденного является развитие органов чувств (анализаторов), так как именно с их помощью мозг получает различные сигналы из внешнего мира.
Источником и, что еще важнее, организатором таких впечатлений для новорожденного является взрослый.
По результатам одного исследования, младенцы, в чьем воспитании активное участие принимали отцы, получили высшие оценки по тестам моторного и умственного развития, чем те, кем занимались преимущественно мамы. Другое исследование показало, что такие малыши вырастают более отзывчивыми в социальном плане, между мужем и женой возникает меньше споров, наблюдается единство целей и согласие в принятии решений. (Оценивая эти данные, следует заметить, что отцы, которые с первых дней стремятся активно участвовать в общении со своими детьми, вероятно, и по другим параметрам отличаются от тех, кто не пытается установить ранние контакты с ребенком).
В любом случае, отношение отца к младенцу очень отличается от отношения матерей. Как правило, родители играют с детьми, тогда как матери, как правило, купают, пеленают и кормят их. Даже заботясь о ребенке, родители должны сохранять игровую манеру. Кроме того, стиль игры у отца и матери очень отличается. Отцы склонны играть энергичнее: они подбрасывают малышей в воздух, двигают их руками и ногами, качают их на колене. Матери же обращаются с детьми осторожнее, нежно разговаривают, подражая их агуканье далее. С раннего возраста дети, глядя на отца, тянутся к нему, ожидая удовольствия, мол, "если папа здесь, будем играть".
Родители, у которых возникли прочные эмоциональные связи с младенцами, чуткие к потребностям и интересам своих детей и в будущем имеют на них большее влияние. Дети чаще прислушиваются к их мнению и подражают им.
Постепенно при появлении взрослого у ребенка вырабатывается специфическая эмоционально-двигательная реакция ("комплекс оживления" ( Н. Фигури, М. Денисова)), которую считают началом второй фазы развития младенца. Ребенок уже способен сосредоточиться на объектах внешнего мира, у него появилась выборочная эмоциональная направленность на людей, он освоил некоторые средства общения с ними.
Комплекс оживления — специфическое психическое новообразование, которое служит границей критического периода новорожденности, а время его появления является основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления проявляется общим моторным возбуждением при приближении взрослого. Ребенок кричит, плачет, чтобы обратить на себя внимание, поет-агукает во время общения с мамой, улыбается ей.
Комплекс оживления раньше появляется у тех детей, чьи матери не только удовлетворяют органические потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются, играют с ним.
2. Кризис от 2 месяцев до 1 года
После появления комплекса оживления поведение ребенка определяют уже не органические потребности, а прежде всего социальная по своей природе потребность в человеке, в общении с ним, то есть психическое развитие младенца приобретает чисто человеческий характер и осуществляется во время и вследствие взаимодействия со взрослыми.
Эксперимент Тропика "Каменное лицо"
Родителей попросили поиграть со своими 3-месячными детьми. В разных парах взрослый-ребенок игра протекала по-разному: одни пары контактировали между собой активно, другие вели себя очень спокойно. Однако каждую пару устраивала своя манера поведения, поскольку она уже стала привычной и для ребенка, и для взрослого. Когда малыши хотели отдохнуть от активных действий, они отворачивались или закрывали глаза.
В этот момент экспериментатор просил взрослых прекратить общение с детьми, придав своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У детей это вызвало удивление, и они пытались повлиять на взрослых улыбкой, агуканьем и двигательной активностью. Однако взрослые хранили окаменевшее выражение лица. Через несколько минут поведение детей изменилась: кто реагировал на равнодушие взрослого хныканьем, что переходило в безудержный плач, в других текла слюна и начиналась икота (все это — очевидно непроизвольные реакции).
Хотя взрослый оставался рядом, он внезапно становился эмоционально недоступным — изменение, с которым младенцу было трудно справиться. В конце эксперимента взрослый восстанавливал привычную игру с ребенком, пока к нему не возвращалось хорошее настроение.
Этот эксперимент демонстрирует значимость и важность эмоционального общения между родителями и младенцами.
3. Социальная ситуация развития
Специфическая реакция улыбки на лице матери является свидетельством того, что социальная ситуация психического развития младенца уже сформировалась. Л. С. Выготский назвал ее ситуацией "МЫ". По словам Л. С. Выготского, ребенок вроде взрослого паралитика, который говорит: "Мы поели", "Мы погуляли" и другие. Речь идет о неразрывном единстве ребенка и взрослого. Младенец ничего не может без взрослого, его жизнь и деятельность будто вплетены в жизнь и деятельность взрослого, который заботится о нем. В общем — это ситуация потребности в комфорте, и центральным элементом этого комфорта является взрослый. Как заметил Д. Б. Эльконин, пустышка и покачивание — своеобразные эрзацы, заменители присутствия взрослого, подают младенцу сигнал: "Все спокойно!", "Все в порядке!", "Я — здесь".
Социальная ситуация неразрывного единства младенца и взрослого скрывает в себе противоречие: ребенок чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него. Снятие указанного противоречия приводит к исчезновению социальной ситуации развития.
Социальная ситуация жизни младенца с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этой деятельности заключается в том, что ее предметом является другой человек.
Исследования показывают, что дефицит эмоционального общения со взрослым в этот период жизни крайне негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. После Второй мировой войны в психологии появилось понятие "госпитализм", с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и, вследствие этого, содержались в больницах или детских домах. Р. Спитц, например, обращает внимание на многочисленные симптомы нарушения поведения таких детей и задержку их психического и физического развития. Кроме того, несмотря на великолепный уход, питание, гигиенические условия, процент смертности младенцев в этих учреждениях был очень высоким.
Многочисленные исследования доказывают, что условия госпитализма прежде всего негативно влияют на развитие речи ребенка, формирования его познавательных функций, эмоциональное развитие. Например, А. Джерсилд отмечает, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви (и в какой форме) он сам получил.
Анна Фрейд, изучая развитие детей, осиротевших во время войны и воспитывались в детских домах, пришла к выводу, что в подростковом возрасте они были не способны вступать в избирательные отношения со взрослыми и сверстниками, зато большинство пыталось установить тесные отношения "ребенок — мать" с кем-либо из взрослых.
Наблюдая за развитием детей в современных закрытых детских учреждениях, педиатр Е. Пиклер нашла новые симптомы госпитализма. Она пишет, что на первый взгляд эти дети производят хорошее впечатление. Они послушны, обычно заняты игрой, по улице идут парами, а не разбегаются, не задерживаются, не надоедает своими требованиями взрослым, их можно легко раздеть или одеть. Однако у таких детей полностью отсутствует волевое поведение, собственная инициатива.
Исследования М. И. Лисиной, что зиждятся на идеях Л. С. Выготского, доказали, что причина этого явления кроется не в биологической привязанности ребенка к матери, а в организации общения, в формировании специфически человеческих потребностей, управлении ориентировочной деятельностью ребенка. То есть, важное значение имеет присутствие не матери как биологического фактора, а взрослого как конкретного носителя человеческой культуры и способов ее освоения.
На основе этих теоретических концепций удалось сделать важные шаги в педагогической практике, направленных на выведение детей из состояния госпитализма. Например, исследования Ю. Кистяковский доказали, что дети, которые находились во время войны в условиях дефицита общения и поэтому серьезно отставали не только в психическом, но и в физическом развитии, догоняли своих сверстников после того, как удавалось сформировать у них эмоционально положительное отношение к взрослому, обеспечив тем самым возможности для полноценного психического развития.
4. Особенности развития
Как результат, быстро развиваются те формы активности и функции, которые призваны обеспечивать удовлетворение естественных социальных (прежде всего в общении со взрослыми, в новых впечатлениях) потребностей ребенка. Интенсивно формируется нервная система. Во время образования временных связей в коре больших полушарий головного мозга происходят процессы анализа и синтеза внешних сигналов.
В течение первого года жизни ребенок постепенно учится держать головку, садиться, ползать, вставать и делать первые шаги. Уже на третьем-четвертом месяце он демонстрирует хватательные движения, стремится дотянуться до ярких предметов, взять их в руки. Сначала эти действия плохо скоординированы, и впоследствии начинают соотноситься с расположением, размерами и формой различных предметов.
Такая активность ребенка приводит не только к формированию необходимых двигательных навыков, но и обеспечивает интериоризации (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior внутренний) ориентирующих действий в зрительное восприятие.
Одновременно с формированием хватательных движений у ребенка развивается способность осуществлять и другие простые манипуляции с предметами (бросать, трясти, стучать и т.д.), служат основой для ознакомления с различными свойствами вещей и развития процессов восприятия.
Меняется характер психической активности, постепенно возникает тенденция к произвольности деятельности и подражание действиям взрослых, свидетельствует об интенсивном развитии интеллекта.
Постоянно взаимодействуя с взрослым, ребенок начинает реагировать на его речь, понимать слова. В то же время растет инициатива ребенка в общении со взрослым. Агуканье (невольная неосознанная игра звуками "а-а-а», «е-е-е" и т.п.) после шести-семи месяцев меняется лепетом, то есть многократным повторением слогов типа "ба-ба-ба", "ма-ма-ма ", а после девятого месяца ребенок уже начинает отвечать взрослому звуками, услышанными от него.
Понимание ребенком речи требует соотнесения слов с определенными объектами или действиями. После шести месяцев ребенок выделяет отдельные слова как названия предметов и действий, реагируя на них привычными действиями. Прежде всего это касается слов, обозначающих действия, выполняемые ребенком со взрослым ("дай ручки", "баиньки", "открытый ротик").
Усвоение названий предметов требует специальных действий (например, рассмотрение последних вместе с взрослым) при условии эмоциональной заинтересованности ребенка (Г. Розенгарт-Пупко и др.).
Уже в конце первого года жизни слово взрослого начинает выполнять функции регулирования поведения ребенка.
5. Кризис первого года
Кризис первого года связан с освоением речи. Если сначала жизнедеятельность младенца регулировала биологическая система, детерминирована биоритмами, то постепенно она вступает в противоречие с вербальными ситуациями, которые создаются взрослыми. Как следствие, в возрасте около года ребенок остается без надежных ориентиров в окружающем мире: биологические детерминанты уже существенно деформированы, а речевые еще не настолько сформировались, чтобы ребенок с их помощью мог свободно управлять своим поведением.
Наблюдается общий регресс жизнедеятельности ребенка, как бы обратное развитие. Эмоционально он оказывается в аффективных реакциях. Часто имеет место нарушение всех биоритмов, в частности, сна; нарушение удовлетворения жизненных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, чрезмерная впечатлительность).
Кризис первого года не считают острым. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему определенной самостоятельности в разрешенных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают характер кризиса.
Основными новообразованиями этого периода развития является формирование структуры языковой (в конце первого года ребенок произносит первые слова) и предметной (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира) действий.
Язык годовалого ребенка Л. С. Выготский назвал автономным. Она служит переходным мостиком между пассивной и активной речью. По форме она является общением, по содержанию — эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Особенности автономной речи: не совпадает с языком взрослых артикуляционное и фонетическое, а также по значению (многозначность детских вокализаций) может применяться для общения только с посвященными в "шифр" детской речи и в конкретных ситуациях; своеобразная связь между словами, в результате чего речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в состоянии аффекта.
Появление и исчезновение автономной речи знаменует начало и конец кризиса первого года.