Воспитание ребенка по-тибетски
Тема воспитания детей всегда волнует думающих родителей, тех, которым небезразлично, как сложится судьба ребенка в будущей — взрослой жизни. Методик воспитания детей великое множество, а вот мне по душе пришлась методика воспитания детей по-тибетски.
Мои родители воспитывали нас с братом по-старинке: в строгости, безоговорочном послушании без права обсуждения отданных указаний. В ходу были и телесные наказания. Больше это касалось брата, но и мне частенько попадало за язык и бунтарский характер. Не могу точно передать, что я чувствовала по отношению к родителям, но любовью это было назвать трудно. Как только закончила школу, рванула из отчего дома со всех ног. Сразу оговорюсь, став повзрослее, увлекшись психологией, эзотерикой и философией, смогла понять и простить родителей — так воспитывали их, так же воспитывали и они, считая, что за одного битого двух небитых дают. Университетов они не заканчивали, поэтому воспитывали, как могли.
Наверное, поэтому я, родив дочь, воспитывала ее совсем по-другому. Как потом оказалось, мой метод воспитания был похож на тибетский, хотя в то время, правду говоря, ни о каких методах воспитания не знала. Воспитывала наоборот. То есть, поступала с дочерью прямо противоположно тому, как поступали со мной родители. Но в этой статье я расскажу не о том, как воспитывала я, а так, как воспитывают детей на Тибете.
Во-первых, воспитание по-тибетски исключает унижения ребенка и телесные наказания. Я лично считаю, что бить детей могут только слабые взрослые, которые бьют детей или от бессилия, или потому, что дети не могут дать сдачи.
До пяти лет ребенок — «царь». В этом возрасте ребенку вообще ничего запрещать нельзя. Так и слышу, как сейчас некоторые подумали, что, мол, позволь ребенку делать все, что он хочет — так он на голову залезет и ножки свесит. Нельзя запрещать — не значит все позволять. Вы же взрослые, умные, ученые — то есть все грамотные — так проявите смекалку, отвлеките ребенка от того, чего делать нельзя, а он хочет. Если кому-то непонятно, как отвлекать, пожалуйста: вскрикните испуганно или сделайте испуганное лицо и ребенок поймет, что он что-то делает не так и мгновенно остановится. Таким способом можно остановить и плач: начните делать вид, что вы тоже рыдаете.
Тем более нельзя наказывать ребенка за испорченную вещь, что дети делают повсеместно из-за любопытства. Им надо все потрогать руками, исследовать — так они познают жизнь. Сколько стоит испорченная вещь, вы хоть убейте его, все равно не поймет. А то, что всегда надо подчиняться тому, кто сильнее — может запомнить на всю жизнь.
Но так поступать надо с ребенком от рождения и до пяти лет.
А вот с пяти до десяти лет уже совсем другая тактика воспитания. В воспитании по-тибетски это называется — общаться с ребенком, как с «рабом». В этот период ребенок активно развивается интеллектуально. Теперь уже надо, чтобы ребенок научился понимать, как отреагируют окружающие на те или иные его поступки. Он должен понимать, за какие поступки его похвалят, а за какие могут и наказать. Поэтому в этом возрасте ребенка надо нагружать заданиями, ставить перед ним задачи и требовать обязательного их выполнения. Если не выполнит — можно наказать. Только опять же — ни в коем случае не физически.
В период с десяти до пятнадцати лет обращаться с ребенком надо, как с равным. Только не путайте: «на равных» и «как с равным», так как у ребенка в этот период формируется самостоятельность и независимость мышления. Но в то же время он должен понимать, что жизненного опыта и знаний у вас больше, чем у него. Обсуждайте с ним важные вопросы, советуйтесь. Не ограничивайте в принятии самостоятельных решений и даже поощряйте, НО под вашим незаметным контролем. Если вы хотите, чтобы ребенок сделал так, как хотите вы, делайте это очень осторожно, мягко и ненавязчиво подсказывайте, советуйте как бы между прочим. Если его решение совсем неправильно — можно акцентировать его внимание на негативных последствиях.
После пятнадцати лет ребенка воспитывать уже поздно — настало время наслаждаться плодами своих трудов. Как получилось — хорошо или плохо — жизнь покажет. А в этот период жизни относитесь к ребенку с уважением.
Как вы отнесетесь к рекомендациям, приведенным в этой статье — ваше дело. Но хотелось бы поговорить о том, какие последствия вас ожидают, если вы решите не прислушиваться к ним.
Подавление желаний ребенка силой до пяти лет, грозит тем, что в итоге вы получите человека, у которого будет отсутствовать интерес к жизни, скорее всего у него будет подавлена жизненная активность. К тому же, скорее всего, особым интеллектом ваш ребенок не будет отличаться. Такие люди чаще всего становятся жертвами всяких негодяев и подонков.
Если после пяти лет будете с ребенком сюсюкаться, то вырастет ваше ненаглядное чадо лентяем, неспособным ни к физическому труду, ни к духовному развитию.
Лишняя родительская опека после десятилетнего возраста может способствовать развитию неуверенности в собственных силах. Такие дети нередко попадают под влияние, более самостоятельных и уверенных в себе друзей — часто не очень хороших.
А вот если не будет уважения к ребенку в семье, то тогда он может в один далеко не прекрасный день просто уйти навсегда из родного дома, так никогда не простив вас, тех, кто хотели «как лучше».
Ох какая это сложная вещь воспитание, согласна с автором статья физические наказания результата не дают.