Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения
Прощеное воскресенье в 2016 году выпало на 13 марта. Это будет последнее воскресенье перед Великим постом и седьмым воскресеньем перед Пасхой.
На литургии в церквях будут читать Евангелие, в частности Нагорную Проповедь Иисуса Христа. В ней говорится о том, что надо прощать ближних и не очень. Прощать надо всех, кто вольно или невольно нанес вам обиду.
Прощать мы не любим… А надо. Не простив обидчиков своих, мы не сможем сами получить прощения своих грехов от Бога.
В Нагорной проповеди также говорится о посте и собирании небесных сокровищ.
Обычай просить друг у друга прощения в этот день у христиан идет с незапамятных времен. Просили прощения все при встрече друг с другом и принимали все возможные меры, чтобы примириться с врагами своими.
Именно поэтому это воскресенье называют прощеным.
Прощеное воскресенье — это первый шаг к Великому посту. В это воскресенье заканчивается возможность употреблять в пищу молочные продукты. Пост — это в первую очередь, воздержание. Воздержание от запретной пищи, от зла, раздражения, зависти и других пороков. Церковь напоминает людям о том, как изгнали Адама и Еву из Рая за их непослушание Богу и невоздержание. Захотелось Еве съесть яблоко, не выдержала и съела. Сама не послушалась Бога, да еще и Адама соблазнила попробовать запретный плод.
Потому были изгнаны из Рая. Как говорят священники, отсюда все наши беды. Сами, мол, виноваты.
Мы должны понять, как опасны для человека чувственные греховные удовольствия, плотоугодие и страсть себялюбия.
По словам иерея Максима Первозванского нельзя начинать пост, если нет мира в душе.
Поэтому надо помириться с теми, с кем есть сложности в отношениях.
Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?
Как оказалось, не все понимают, как это правильно делать.
Сейчас мы пользуемся двумя словами, чтобы попросить прощения — извини и прости. Казалось бы, какая разница. Можно сказать и так, и так. Но разница есть — и большая.
Когда мы говорим — извини, это означает — выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват, я на самом деле не виноват, нечаянно получилось.
А когда говорим прости, то это означает, что мы признаем свою вину, но просим отпустить нам ее, просим принять нас такими, какие мы есть. Говоря, прости, мы как бы обещаем исправиться.
Поэтому и у Бога надо просить простить, а не извинить. Простить — это значит принять. Принять человека таким, каков он есть.
К тому же, у слова «прости» есть фонетическая и смысловая общность со словом «просто».
Вы замечали, когда между людьми портятся отношения, говорят — усложняются. Теряется простота и ясность. Когда люди в ссоре, они не могут просто посмотреть друг другу в глаза, не могут просто поговорить, просто улыбнуться.
А когда мы говорим — прости, то признаем свою вину, обещаем исправиться. Предлагаем устранить сложности, предлагаем сделать так, чтобы опять могли смотреть друг другу в глаза.
Когда мы просим прощения у человека или у Бога, мы просим упростить наши отношения, при этом признавая свою вину и простив ближнего своего.
Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?
Еще один вопрос, интересующий многих: за что просить прощения.
Просить прощения, конечно, надо в первую очередь у тех, кого вы обидели или сделали больно, с кем у вас сложности в отношениях.
Просить прощения надо у всех людей, так как мы все являемся Телом Христовым, и соответственно, согрешивший один из нас, «заражает» грехом всех остальных. Чтобы было понятно: если болит один орган тела — страдает все тело. Точно так же и с людьми. Все мы — едины, потому и страдаем за грехи друг друга.
Есть у нас у всех еще один общий грех — мы не любим друг друга по-настоящему. Мы интересны только самим себе. Общаемся только с теми, кто нам приятен, а с остальными… лучше не вспоминать. А призваны любить друг друга. Вот в прощеное воскресенье мы должны осознать и этот момент.
Конечно, не надо падать в ноги. Надо просто понять это и раскаяться. Хотя попросить прощения в Бога за то, что не можешь всех любить по-настоящему.
Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?
Часто можно услышать, как говорят, что не могут простить какого-то человека. Говоря так, человек подразумевает, что, не может забыть боль, которую ему нанес другой человек. Но простить, это не значит забыть. Боль человек будет помнить, но, простив, он просто не будет держать зла на человека, причинившего эту боль, не будет мстить, принимает человека таким, какой он есть и теперь сможет смотреть ему в глаза.
Но если человек, обидевший вас, и не собирается каяться в содеянном, что тогда делать. Далее ответ иерея Максима Первозванского:
- Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?
- Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.
Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.
К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.
Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.
– Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…
- Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.
В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.
А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.
Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.
Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.
http://www.pravmir.ru/prostit-znachit-prinyat/#ixzz2ucJzjn1D