Реклама

Прошу Тебя, Господи, дай тому самому человеку,
который читает сейчас эти строки,
всё, о чём он Тебя просит!
Дай ему это полной мерой,
как умеешь давать только Ты один!
И пусть он будет счастлив
во все его дни,
а если невозможно такое,
то хотя бы сколько-нибудь.
Даруй ему
крепкое здоровье
и любовь ближних,
понимание и сочувствие…
Сделай так,
чтобы душа его
всегда светилась
одной лишь любовью
ко всему сущему,
огради его от дурнословия,
от обид и зависти,
от войн и смертей,
от боли физической и душевной,
если же всё это неизбежно, –
не покинь его и тогда,
дай утешение.
Спаси для него всё,
что дорого ему на земле.
Если же поздно просить об этом, –
не лишай его памяти…
Не знаю — верит ли в Тебя
читающий сейчас
эту молитву о нем,
но даже если и не верит:
помоги ему!
Пусть он чувствует,
что — не одинок,
что нужен и любим...
Милостивый и добрый мой Господь!
Исполни это моё желание!
Исполни его так,
чтобы прежде,
чем закроются глаза мои,
я мог сказать:
«Благодарю Тебя, Господи!
Ты слышишь меня...»
Эльдар Ахадов

Почему ребенок не говорит — причины и их устранение

Детский лепет и первые слова неизменно вызывают восхищение у родителей, свидетельствуя о том, что ребенок подрастает и приобретает новые навыки. Первые детские

слова вызывают особый трепет у родителей младенца. Мы с нетерпением прислушиваемся к каждому звуку в ожидании, когда же любимое чадо выдаст первые звуки, потом скажет «мама и папа», а потом и вовсе начнет разговаривать с нами на любые темы.

Если приходит тот долгожданный возраст, когда с других колясок звучат хоть и непонятные времени, но такие милые звуки, а ваш ребенок не говорит, что нужно не медлить, а сразу обратиться к специалистам. Причин такой проблемы немало, но четко определить, из-за чего ваш малыш упорно молчит, можно только после тщательного обследования.

Это тоже полезно знать: Что делать, если ребенок перепутал день с ночью

Первые слова вместе с первыми зубками и шагами — безусловно, важнейшие этапы, можно сказать, знаковые вехи в взрослении маленького человечка. Язык — необходимое условие общения всех людей, и любые нарушения ее развития вызывают серьезную тревогу и беспокойство родителей.

Учеными выявлены некоторые закономерности и временные рамки развития человеческой речи, поэтому мы уже примерно знаем, каких звуков, слов или фраз и в каком возрасте стоит ожидать:

1-2 месяца — карапуз интонационно выражает удовольствия и неудовольствия;
1.5 -3 месяца — агукает и агукает;
4-5 месяца — лепечет, пытается произнести слоги;
8 месяцев — 1.2 года — детский лепет, когда слова состоят из повторяющихся открытых складов (баба, мама, вава, папы) и в речи много звукоповторений — би-би, пи-пи, гав-гав;

1.6 — 2.2 года — малыш составляет двосливни предложения, объединяя слова (например, говорит: дай пить — дай пи, мамы нет — мама не)
1.9 — 2.6 года — активное пополнение и развитие словаря — ребенок спрашивает, как какой-то предмет называется;
2.4 — 3.6 года — появляются грамматические формы слова (слова используются уже с изменением по числам, падежам и родам)

2.6 — 3.5 года — словотворчество — очень забавный и веселящий всех родителей период, когда ребенок придумывает сам новые слова, но при этом подчиняет их правилам родного языка;
2.6 — 3.5 года — играя с игрушками или занимаясь любыми своими делами, он говорит свои действия.

Это тоже полезно знать: Старший ребенок в семье склонен к лишнему весу

Естественно это приблизительные, усредненные данные, на которые стоит ориентироваться. Все дети развиваются своим индивидуальным путем, поэтому некоторые отклонения абсолютно нормальные. Тем не менее, если разногласия начинают проявляться явно, это повод обратить внимание и проконсультироваться с педиатром, лором, невропатологом, сурдологами, логопедом, психиатром (исходя из каждого конкретного случая). Если ребенок не научится говорить в первые 3 года, затем ему будет гораздо труднее получить надлежащие навыки речи и догнать сверстников.

Это тоже полезно знать: Ребенок с бабушкой: общение в летние каникулы

Однако не стоит забывать, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Очень часто мы видим ровесников разного пола: девочка вовсю болтает, а мальчик и 3-х слов связать не может — это вполне нормальное явление. Девушки быстрее овладевают названиями предметов, а мальчишки — названием действий, и они гораздо чаще говорят на своем собственном языке. Характерный пример: если мальчик попросит мяч, он, скорее всего, громко скажет — «дай», а девочка захнычет — «мяч».

По мнению врачей особенно важными и продуктивными являются годовалый возраст и период 3-4 лет, когда речь развивается активно и быстро. В 3-4 года ребенок знает и применяет около 800-1000 слов, при этом не говорит облегченным языком, не сюсюкает и не использует звукоподражание. Ребенок в 4 года способен пересказать сказку, рассказать о прошедшем дне, проанализировать ситуацию.

Это тоже полезно знать: Ребенок пошел в первый класс — первые трудности

Язык у ребенка развивается благополучно, если:

1. У него нет серьезных неврологических заболеваний;
2. Его физическое развитие соответствует возрасту;
3. Ребенок легко общается в кругу близких, но стесняется посторонних людей;
4. Охотно повторяет новые слова и обороты, услышанные от взрослых;
5. Пытается сам исправить свои ошибки — падежи, рода.

Стоит серьезно задуматься о наличии проблем с речью если:

1. Ребенок страдает неврологическими заболеваниями
2. Перенос тяжелые инфекционные и другие заболевания;
3. У него отклонения от норм физического развития;
4. Если его просят повторить или произнести слово, отказывается и молча уходит;
5. Не хочет повторять новые слова;
6. Общается со всеми, и родными, и посторонними людьми на одинаковом уровне;
7. Решает свои вопросы сам, не прибегая к помощи взрослых (сам-то получает, включая телевизор) — «самостоятельный ребенок»;
8. Говорит только ему одному понятным языком, но при этом ему все равно, понимают его окружают;
9. Говорит значительно хуже своих сверстников;
10. На замечание с просьбой сказать что-то правильно не реагирует.

Это тоже полезно знать: Как жить, если родился больной ребенок

Чаще всего проявления недоразвития усугубляются еще и характером, темпераментом ребенка, упрямством и своеволием.
Так почему же некоторые дети имеют проблемы с развитием речи и не говорят в полагаться возрасте? На этот процесс влияют такие факторы:

Физиологические:

- Наследственность — случается, если один из родителей поздно заговорил, то и их чадо заговорит позже. Тем не менее, если и после 3-х лет ребенок не формулирует простых предложений, необходимо обратиться к специалисту.

- Проблемы со слухом — при плохом слуха нарушаются естественные механизмы восприятия, обработки и воспроизведения речи — без консультации ЛОРа и сурдолога не обойтись.

- Ослабление организма вследствие перенесенной тяжелой болезни или недоношенности — нужна помощь педиатра.

- Гипоксия плода, интоксикация лекарствами, родовая травма, недостатки внутриутробного развития и прочее.

Это тоже полезно знать: Как приучить ребенка спать в кроватке

Проблемы воспитания и социальной адаптации:

Неправильные педагогические методы дома или в коллективе детского сада — или недостаток внимания, или, наоборот, гиперопека. В таких случаях у ребенка отсутствует мотивация: — говорить не с кем или нечего, а все вокруг так и делают. Эти вопросы корректируются изменением условий и отношения и помощи психолога или логопеда. Если же ситуация осложнена неврологическими заболеваниями, то консультация более профильных специалистов необходимо обязательно.

Что касается поведения родителей, то давление здесь неуместно: постоянные настойчивые просьбы, указания и требования «Повтори!», «Скажи!» Ни к чему хорошему не приведут. Языковой негативизм (стойкий пассивный или активный отказ от разговора), как и проблемы физиологического плана, требует правильной коррекции и врачебном контроле.

Логопед с помощью специальных тестов определит, есть отставание и насколько оно выражено. Ребенок проходит проверку у психоневролога. ЛОР после осмотра установит, нет проблем со слухом или артикуляционным аппаратом («короткая уздечка») — делается аудиограмма и проводится осмотр ротовой полости.

Это тоже полезно знать: Выбирайте имя ребенку по месяцу рождения

Вообще, первую проверку следует делать, когда ребенку исполнился год, и он уже говорит склады или простые слова. Последующие осмотры должны быть в 2 и 3 года, при этом не стоит забывать, чем раньше установят проблему, тем легче потом с ней справиться.

Если же ваш ребенок нормально развивается как в физическом, так и в интеллектуальном плане, но не говорит, то специалисты рекомендуют подождать до 3-х лет — периода, когда речеобразования идет активно. Возможно, уже через пару месяцев ваше чадо и стихи начнет рассказывать наизусть. Такие резкие скачки развития — частая вещь, но это вовсе не означает, что надо просто сидеть и ждать.

В любом случае необходимо заниматься с ребенком по интересным и захватывающим методиками, помогая ему развиваться. Подключаете детское воображение, давайте пищу для ума и логики — постоянно объясняйте все, что происходит вокруг, описывайте предметы, рассказывайте о своих действиях, задавайте вопросы, требующие развернутого ответа, вызывайте заинтересованность в языке и его использования.

Активное сотрудничество родителей и профессиональных специалистов помогут вашему ребенку преодолеть трудности и овладеть языком в полном объеме, а такая проблема, как «ребенок не говорит» останется в прошлом гораздо быстрее, чем при отсутствии должного внимания к малышу.

Похожие записи:

Дорогие друзья! Здравствуйте! Меня зовут Нина. Много лет проработала преподавателем в школе, сейчас — работаю в газете. Но что интересно, кем бы я ни работала, ситуации складываются так, что ко мне за советом приходят самые разные люди: и бывшие ученики, и просто знакомые, и коллеги по работе. Вот и решила создать сайт, на котором буду делиться тем, чем увлекаюсь сама. На страницах сайта размещены материалы, которые, я надеюсь, помогут некоторым людям стать добрее, справедливее и счастливее...
Реклама