Движения глаз позволяют манипулировать моральным выбором людей
Психологи обнаружили, что моральные метания человека в прямом смысле отражаются в его глазах, по движению которых можно определить, какой выбор сделает их обладатель, что можно использовать для манипуляций мнением и в качестве базы для детектора лжи, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Люди часто думают, что их моральный выбор в конкретной ситуации задается абсолютно стабильными предпочтениями и установками, которые существуют в их сердцах и умах. Мы предположили, что многие моральные решения принимаются человеком, что называется, на лету, и являются продуктом того, как люди воспринимают и взаимодействуют со средой в текущий момент времени", — заявил Майкл Спайви (Michael Spivey) из университета Калифорнии в Мерседе (США).
Спайви и его коллеги наблюдали за поведением добровольцев, которых они пригласили поиграть в простую игру — оценить моральность того или иного поступка, о котором им рассказывали ученые через наушники и микрофон. Во время каждого такого сеанса за поведением участников опытов следил целый набор камер, отслеживавший положение их головы, рук и прочих частей тела.
В определенный момент во время рассказа на дисплее монитора, за которым сидели добровольцы, выводилось два противоположных по смыслу и моральному содержанию сообщения — к примеру, "убийства иногда оправданы" и "убийства ничем нельзя оправдать". В этот момент камеры начинали неотрывно следить за положением глаз человека и отслеживать, задерживали ли они свой взгляд на одном из этих двух выражений.
Здесь в дело вступала автоматика — если он задерживал глаза на одной из моральных "максим" достаточно долгое время, то компьютер немедленно подавал сигнал и просил добровольца немедленно сделать свой выбор, несмотря на то что ученые изначально давали время на раздумья. Как объясняют авторы статьи, таким образом они пытались понять, влияет ли то, на что мы смотрим и о чем мы думаем, на наши моральные установки и выборы.
Эксперимент показал, что наши моральные установки чрезвычайно подвержены тому, на что мы смотрим в момент принятия тяжелого решения — добровольцы выбирали тот вариант, на который они смотрели в 58% случаев, что говорит об отсутствии случайности в их выборе. Иными словами, ученые смогли манипулировать их мнением, заставляя их делать выбор в тот момент, когда они смотрели на "нужную" максиму.
"В современные мобильные телефоны встроен целый арсенал различных датчиков и сенсоров, и большая часть из них может следить за движениями глаз при помощи камер. Наблюдая за небольшими изменениями в нашем поведении, эти гаджеты могут помочь нам делать выбор во время покупок, заказа обеда в ресторане такими путями, о которых мы раньше и подумать не могли", — заключает Петер Йохансон (Petter Johansson) из университета Лунда (Швеция).
Источник: ria.ru